Home Законодательство Неохраняемые элементы товарного знака

Неохраняемые элементы товарного знака

0
1

Заказ поиска

Вы можете заказать у нас проведение предварительного (бесплатного) или полного (платного) поиска по базам товарных знаков и заявок.

Список товаров/услуг для которых планируется использоваться знак

Понятие неохраняемых элементов

К неохраняемым элементам товарного знака относятся те символы, которые не могут получить правовую защиту по российскому законодательству.

Требования к их охраноспособности изложены в статье 1483 ГК РФ. Такое ограничение введено для того, чтобы один из правообладателей не получил исключительного права на обозначения, не обладающие различительной способностью, и они могли использоваться другими производителями однородных товаров (или услуг).

К числу данных элементов относятся:

  • слова, являющиеся указанием на заявляемый товар/услугу (Буквенно-цифровые обозначения)
  • клейма, печати, наградные и другие знаки отличия – требуют наличия согласия держателя для включения в состав товарного знака
  • символы, традиционно относящиеся к определенному виду отрасли – шестерня (машиностроение), змея с чашей (медицина), кристалл (ювелирное дело), молния (энергетика, символ высокого напряжения)
  • условные обозначения, принятые в различных областях науки и техники (химические элементы, единицы измерения физических величин, валютные знаки, графические обозначения единой системы конструкторско-технологической документации)
  • государственная символика (гербы, флаги, девизы), а также общепринятая аббревиатура, ордены, знаки соответствия, изображения культурного наследия и ценностей, транснациональные знаки, символика международных организаций, геральдическая имитация – требуют наличия согласия держателя для включения в состав товарного знака
  • графические элементы, характеризующие форму товара или его часть, в том числе упаковку (например, изображение головки электробритвы)

Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление

Товарный знак не может быть зарегистрирован, если он представляет собой обозначение, которое вошло во всеобщее употребление и указывает на определенный вид товара. Это возможно при утрате различительной способности и размывании ТЗ. Так, например, произошло с известными зарубежными товарными знаками «Xerox», «Дизель», «Граммофон», «Диктофон», «Jeep», «Примус» и другими.

В результате длительного и широкого использования такие обозначения стали нарицательными и служат теперь в качестве указания на вид товара, который может выпускаться разными производителями. При оценке общеупотребимости термина учитывается мнение не только специалистов в данной области деятельности, но и широкого круга потребителей.

В российской судебной практике имеются прецеденты оспаривания таких ТЗ. Так, в 2014 г. Федеральная антимонопольная служба РФ признала незаконным использование товарного знака «САЯНЫ» (свидетельство №142809), правообладателем которого являлось ОАО «Жигулевское пиво». Это было расценено как акт недобросовестной конкуренции. Состав напитка был разработан в 50-е гг. XX века, а продукция под данным товарным знаком выпускалась еще в советское время сразу несколькими производителями. Также правообладатель не смог предоставить доказательства того, что напиток стал популярен благодаря именно его усилиям.

Однако ОАО «Жигулевское пиво» оспорило это решение, обосновывая свою защиту тем, что дело было возбуждено только для одного вида напитка, а не всего 32 класса, для которого был зарегистрирован товарный знак. Отсутствие недобросовестной конкуренции производитель объяснил тем, что исключительные права на данное обозначение были переданы по лицензионному договору другой фирме. Таким образом, судебная практика в отношении этого требования законодательства очень неоднородна. Возникновение возможных споров необходимо учитывать еще на этапе подачи заявки в ФГБУ «ФИПС» (Роспатент).

Трекпад Apple Magic Trackpad 2, серебристый

9 150руб. В корзину