ДомойСправкиОсновные направления работы с детьми группы риска

Основные направления работы с детьми группы риска

Наши юристы подготовили самую важную информацию на тему: "Основные направления работы с детьми группы риска" и тема была обширно раскрыта с профессиональной точки зрения. Если вы хотите получить дополнительную информацию, можете обратиться к нашему юристу

Психолого- педагогическая работа с детьми группы риска

Психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Педагог- психолог: Наскина Е.А.                                                                                                              

             

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Психологические особенности детей «группы риска»………………5

  1. Сущностная характеристика понятия «дети группы риска»……..5
  2.  Психологические особенности детей группы риска……………..10

Глава 2. Особенности психолого-педагогическая работа с детьми группы  

               риска……………………………………………………………………24

            2.1  Технология комплексного психолого-педагогического сопрово-                              

                     ждения и поддержки детей «группы  риска»……………………24

              2.2 Особенности        психологического       консультирования

                       детей «группы  риска»…………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………………………41

Введение

             Психолого – педагогическая работа с детьми «группы риска»  является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников

              К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.

          Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и  изменением «Я»- концепции.

           Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком.

            В третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».

           Цель исследования:  изучить особенности  психолого- педагогической работы с    детьми «группы риска».  

          Задачи  исследования:

–     проанализировать  психологические особенности  детей «группы риска»;

–     рассмотреть сущностную характеристику понятия дети«группы риска» ;

–     проанализировать формы и методы работы с детьми        «группы риска» ;

–      изучить особенности психолого-педагогической поддержки детей «группы риска».

           Объект исследования:    психологические особенности детей «группы риска».    

          Предмет исследования:  формы и методы психолого-педагогической работы с детьми «группы риска».

           Теоретические  основы  исследования:   в  исследовании  мы опирались на  положения и выводы, относительно особенностей психолого-педагогической работы с детьми «группы риска» в трудах А. Е. Личко, В. С. Мухиной, Г.М. Андреевой, Л.Ф. Обуховой, И.Т.  Шульги, И.В.  Дубровиной, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьевой и др.

            Методы  исследования:  теоретический  анализ литературы; синтез полученной  информации.    

Глава 1. Психологические особенности детей «группы риска»

1.1 Сущностная характеристика понятия дети «группы риска»

Понятие дети «группы риска» сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам[12; с. 45].

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения то

nsportal.ru

Основные направления работы с детьми группы риска.

(направления, формы, содержание деятельности).

Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска (неблагополучные условия развития) в группу риска. В табл.1 представлены основные направления комплексной работы школы с детьми, находящимися в зоне риска. Эта таблица поможет организаторам образования в составлении целевой комплексной программы развития своей школы.

Таблица 2

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).

Многие современные педагоги и даже некоторые директора образовательных учреждений считают, что деятельность отечественной школы достаточно ограничить рамками государственных учебных планов и стандартов, как единственного основания для обучения развития индивида. Но вряд ли такие школьные коллективы будут названы лучшими в России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». А самый главный вопрос состоит в том, поверят ли ученики этих школ в свое счастливое будущее или хотя бы то, что детство и есть самая счастливая нора в жизни человека.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

  • Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
  • Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

Индивидуальный план работы психолога с ребенком, состоящим на учете ВШУ

Утверждаю

Директор МОАУ СОШ №

__________

«_____» __________ 2018г.

ПЛАН

индивидуальной работы педагога-психолога

с несовершеннолетним ГИИ, г.р.,

состоящим на учете в КДН

обучающимся 9 класса МОАУ СОШ №2 и его семьей

на 2018-2019 учебный год

Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

– Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

– Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

Ноябрь (по необходимости)

психолог

2

Изучение особенностей развития личности подростка:

– Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

– Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко).

– Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова).

Январь (по необходимости)

психолог

3

Изучение микроклимата семей подростков:

– Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

Март (по необходимости)

Психолог

Консультативный блок

1

Консультации на тему:

– Мир профессий и требования, предъявляемые к ним.

– Способности, склонности и интересы

– Личность и профессия.

– Модные профессии.

– Профессиональные намеренья.

В течение года по запросу

Психолог

Коррекционно-развивающий блок

1

Программа работы с подростками «группы риска» «Путь к себе»

1 раз в месяц

Психолог

2

Тренинг преодоления конфликтных ситуаций.

В течение года

Психолог

3

Занятие «Жизнь по собственному выбору»

В течение года

Психолог

Профилактический блок

1

Индивидуальные профилактические беседы:

– Законы школьной жизни. Соблюдение правил поведения.

– Планирование своего времени. Время – мой союзник.

– Мотивы учебной деятельности.

– Привычки: полезные и вредные.

– Какая у меня главная цель в жизни.

– Умею ли я принимать решения и нести за них ответственность.

– Мои жизненные ценности и ориентиры.

– Мои планы на будущее.

в течение года

Кл.руководитель

психолог

2

Оформление стендов, по профилактике асоциального поведения

Каждый месяц

Психолог

3

Информирование учащегося о работе телефонов доверия, служб способных оказать помощь в сложной ситуации.

в течение года

Кл.руководитель

психолог

Работа с педагогами

1

Консультация «Алгоритм индивидуального подхода к подростку, с девиантным поведением в воспитательной работе классного руководителя»

По запросу

психолог

2

Консультация «Психологические механизмы формирования отклоняющегося поведения подростков»

По запросу

психолог

3

Беседа с классным руководителем (Выдача результатов диагностик с описанием. Рекомендации по поведению и воспитанию ребенка)

В течение года

психолог

Работа с родителями

1

Информирование о результатах диагностики

По запросу

психолог,

кл. руководитель

2

Консультации

-Авторитет родителей. Из чего он складывается

-Ранимость подростков,

-Причины, которые приводят к непониманию при общении с подростком.

– Как оказать помощь при подготовке к государственной итоговой аттестации.

– Интересы, склонности, предпочтения подростка.

По запросу

психолог,

кл.руководитель

Исп. педагог-психолог Садырова Е.Г.

План работы классного руководителя с детьми “группы риска”

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

городского округа « город Якутск»

ул. Стадухина, 78 г. Якутск, 677005 тел./факс: 32-43-99

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

____________Т.В. Юзвик

___________________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МОБУ СОШ № 29

____________Л.С. Слепцова

План работы классного руководителя

с детьми «группы риска»

На 2015/2016 учебный год

Разработчик программы

учитель истории и обществознания

Антонова Элеонора Ивановна

Педагогический стаж 13 лет

Первая квалификационная категория.

2015 год

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, склонность к бродяжничеству, к воровству; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

Цель работы с детьми «группы риска»:

Снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, включение учащегося в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.

Задачи:

1. Вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

 2. Воспитывать у учащихся добросовестность, способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.

3. Вовлекать учащихся в КТД, классное самоуправление.

4. Коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, борьба с вредными привычками.

  1. Совместная работа с семьёй ученика, со специалистами: психологом, логопедом.

Прогнозированный результат– добиться положительного результата через реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

3. Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами “группы риска” и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся “группы риска”, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами “группы риска”.

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

– взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

– взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

– самоотношение, самопонимание;

– формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

– внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

– поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Какие экзамены нужно сдавать чтобы поступить в мвд после 9 класса?

– поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

– отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

– обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

– переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

– неорганизованность;

– зависимость от других, низкая сила своего «я»;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Какие экзамены нужно сдавать чтобы поступить в мвд после 9 класса?

– трудности в обучении;

– отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

– трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

– чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Дети «группы риска» – дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

– негативное отношение к учёбе и воспитанию;

– нарушение отношений с родителями;

– подверженность частым перепадам настроения;

– дух противоречия;

– депрессия;

низкая самооценка;

– высокая тревожность;

– чувство непохожести на других;

– тенденция к самооправданию;

– перекладывание вины на других;

– недостаток настойчивости;

– неприятие руководства;

– скука;

– неприятие состязаний;

– чувствительность к критике при любви покритиковать других;

– некоторая надменность;

– склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям – таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только беспокоит взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».

Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.

План мероприятий по работе с детьми группы риска

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Составление социального паспорта группы

Составление характеристик на детей группы риска

Составление плана работы с детьми группы риска .

Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.

Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.

Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства.

Организация медицинской помощи.

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы.

Август – сентябрь

По мере необходимости

1 четверть

В течение уч.года

По мере необходимости

По мере необходимости

По мере возникновения проблем

В конце учебного года

Кл. рук.

Кл. рук.

Кл.рук.

Кл.рук.

Кл.рук.

Кл.рук.

Соц.педагог

Представители ОДН,КДН, опеки

Кл.рук.,

Психолог,

Кл.рук.

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Контроль посещаемости занятий.

Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.

Вовлечение детей в социально-значимую деятельность.

Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.

Направление на консультацию к психологу или к врачам.

Посещение семей группы «риска».

в теч.года

в теч.года

в теч.года

по мере возникновения проблем

по мере возникновения проблем

Кл.рук

Род.комитет

Кл.рук

Кл.рук

Кл.рук

родители

Кл.рук

Психолог

Соц. педагог

Работа с педагогическим коллективом

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами

Консультации по результатам диагностики

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

Выступление на педагогических советах

Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

в теч.года

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

в теч.года

по мере необходимости

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Кл.руковод.

Кл.рук

Специалисты школы

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Посещение семей детей группы риска .

Проведение консультаций для родителей.

Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

Организация отдыха школьников в летний период

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

По мере необходимости

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

летний период

по мере необходимости

по мере возникновения проблем

в теч.года

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Родители

Кл.рук

Кл.рук

Родители

Родители, соц.педагог

Кл.рук

Список использованной литературы

1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.

infourok.ru

Формы документов педагога-психолога. Планы.

         План-сетка на месяц также представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.

Месяц

Методическое
направление

Диагностическое
направление

Консультативное
направление

Коррекционно-
развивающее
направление

Просвещение,
профилактика

сентябрь

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностического обследования.

1классы – изучение мотивации учебной деятельности.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Подбор материала для психокоррекционных занятий, составление программ

Выступление на родительских собраниях “Адаптация к школе”
Индивидуальные консультации для родителей.

октябрь

Составление игровых практикумов и подбор игрового материала для корр. занятий.

9кл – Диагностическое исследование: выявление интересов, способностей, склонностей в рамках предпрофильного сопровождения.
Исследование уровня тревожности учащихся 5-ых классов.
4класс -изучение мотивации учебной деятельности

Индивидуальные консультации для родителей.
Выступление на родительском собрании 9-ых классов по итогам диагностических исследований.

Коррекция тревожности учащихся 5-ых классов

9-кл. Классные часы в рамках предпрофильного сопровождения.

Ноябрь

Составление планов индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Участие в семинарах педагогов – психологов

2кл. Изучение личностных качеств учащихся стоящих на ВШУ.
5кл. Тестирование “Проявляешь ли ты толерантность”.
1кл. Изучение адаптации учащихся к учебному процессу.

Индивидуальные консультации для родителей. Выступление перед родителями учащихся на собраниях по теме: “Итоги адаптации учащихся”.

Занятия по преодолению школьной дезадаптации уч- 5кл

Участие в мероприятиях “Недели Толерантности”
Индивидуальная работа с учащимися стоящими на ВШУ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Расписаться в ЗАГСе

Декабрь

11кл. Изучение профессиональной мотивации и направленности учащихся;
5кл. Изучение адаптации учащихся к среднему звену.

  

Индивидуальные консультации для родителей. Выступление на родительском собрании по итогам исследований.

Занятия по преодолению школьной дезадаптации уч- 5кл

Профилактика правонарушений среди подростков по плану школы.

Январь

Составление планов индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Подбор игрового материала для занятий.
Посещение семинаров в РППЦМС

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Документы для получения ипотеки с особенностями для разных категорий заемщиков в 2021 году

Анкетирование учащихся 8-11кл. “Здоровый образ жизни”.

Индивидуальные консультации для родителей

Занятия по преодолению школьной дезадаптации уч-5кл.
Занятия по преодолению школьной дезадаптации уч- 1кл

Участие в месячнике “Здоровый образ жизни”.
Беседы классные часы по теме “Здоровый образ жизни”.

Февраль

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностического обследования.

Мониторинг качества обучения учащихся.

Индивидуальные консультации для родителей. Выступление на родительских собраниях по итогам исследований

Занятия по преодолению школьной дезадаптации уч- 1кл.

Проведение “Недели психологии”.

Март

Подбор диагностического инструментария для проведения обследования учащихся

11кл – Мониторинг учащихся профильная ступень.
9кл -Изучение уровня воспитанности учащихся.

Индивидуальные консультации для родителей. Выступление перед родителями учащихся по итогам исследований.

Занятия по развитию познавательных процессов

 

Апрель

 

1,4класс -изучение мотивации учебной деятельности.
9,11 -изучение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний

Индивидуальные консультации для родителей.

Занятия по психологической подготовке к ЕГЭ 9,11 классы.

Учащиеся 1-4кл, 5-8кл, 9-11кл – Профилактика злоупотребления ПАВ
Проведение недели профориентации.

Май

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностического обследования.

Изучение уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников.
8-9кл. Мониторинг учащихся предпрофильная ступень.

Индивидуальные консультации для родителей. “Готовность к школьному обучению”.

Занятия по психологической подготовке к ЕГЭ 9,11 классы.

Учащиеся 1-4кл, 5-8кл, 9-11кл – Профилактика злоупотребления ПАВ

Июнь

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностического обследования.

Изучение уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников.

Индивидуальные консультации для родителей. “Готовность к школьному обучению”.

  

  

Циклограмма работы
(виды деятельности и нагрузка по дням недели)

  Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов

         Согласно приказу Министерства образования РФ “О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений” от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

         Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:

Циклограмма работы
педагога-психолога образовательного учреждения

День недели

Время

Содержание работы

 Понедельник

9.00 – 11.30

 Подготовка к занятиям

 

11.30-13.00

 Психодиагностика

 

13.00-15.00

 Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое)

 Вторник

12.00 -14.00

 Коррекционно-развивающие и профилактические занятия
(групповые, старшие классы)

 

14.00-16.00

 Подготовка к занятиям

 

16.00-18.00

 Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено)

 Среда

12.00-13.30

 Психодиагностика

 

13.30-14.00

 Подготовка к занятиям

 

14.00-15.00

 Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

 

15.00-16.30

 Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)  

16.30-18.00

 Обработка результатов

 Четверг

9.00-15.00

 Методический день:
организационно-методическая работа
(анализ, планирование деятельности;
анализ научно-практической литературы;
участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)

 Пятница

9.00-11.30

 Обработка результатов

 

11.30-13.00

 Коррекционно-развивающие занятия
(индивидуальные, групповые)

 

13.00-15.00

 Консультирование учащихся (индивидуальное)

 

9.00-11.00

 Оформление документации

 

11.00-12.30

 Консультирование педагогов (индивидуальное)

 

12.30-13.30

 Оформление кабинета

 

13.30-15.00

 Консультирование родителей
(индивидуальное, групповое).
Психологическое просвещение родителей (лекторий)

Еще один вариант заполнения Циклограммы можно посмотреть в документе “Перспективный план работы на учебный год” на страницах сайта

План работы
по профилактике правонарушений и преступлений учащихся
на учебный год

Ключевой компонент

Форма работы

Сроки

 1. Целенаправленная работа по диагностике детей, состоящих на учёте, многодетных,

Изучение документов, личных дел,
беседы с родителями, практическая работа с детьми

Сентябрь-декабрь

 2. Изучение детей, их семей и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт

Наблюдение, опросники
исследования семейных отношений,
беседы с кл. рук.

В течение
года

 3. Изучение личности каждого ребенка и выявление причин неадекватного поведения, ассоциального, девиантного поведения

 

Наблюдение, опросники,
беседы с кл. рук.

В течение
года

 4. Адаптация учащихся 1,5, 10-х классов

Наблюдение, опросники,
беседы с кл. рук.

В течение
года

 5. Организация работы с классными руководителями, педагогами, сопровождающими учащихся, склонных к правонарушениям и ассоциальному, девиантному поведению по темам:

  • Психофизиологические особенности ребёнка, имеющих нарущшения в развитии
  • Организация работы с учащимися, имеющими склонность к правонарушениям
  • Включение учащихся во внеклассную работу, занятость в кружках и секциях
  • Взаимодействие с родителями учащихся. Формы и методы работы с родителями

Беседы,
семинары,
лекции

В течение
года

 6. Посещение уроков, кл. часов, мероприятиий с целью наблюдения, изучения поведения, активности, умений, навыков,воспитанности склонных к правонарушениям подростков

Наблюдение

В течение
года

 7. Участие в работе Совета профилактики школы по предупреждению правонарушений среди учащихся

Выступления,
беседы с учащимися,
родителями, учителями,

В течение
года

 8. Проведение заседаний Малого педсовета и психолого-педагогического консилиума

Выступления,
беседы с учащимися,
родителями, учителями,

В течение
года

 9. Приглашение работников правоохранительных органов

Встречи, беседы, лекции,
индивидуальные консультации

В течение
года

 10. Посещение семей учащихся на дому, выходы в Детский дом (совместно с социальным педагогом, инспектором ИДН)

Встречи, беседы,
наблюдение,
индивидуальные консультации

В течение
года

 11. Организация и проведение месячника по профилактике правонарушений :”Подросток и закон”
В течение месячника “Подросток и закон” провести:

  • тематические часы о вежливости, дружбе, конвенции о правах ребенка;
  • кл.конкурс инсценировок стихов о поступках, добре и зле;
  • анкетирование “Поступок”;
  • тематические кл.часы о правонарушениях;
  • тестирование “Здоровый образ жизни”

Встречи, беседы,
наблюдение,
индивидуальные консультации

Февраль

 12. Диспут “Наркоман – больной человек или преступник (с приглашением нарколога)

 Беседа, просмотр презентации,
выступление специалистов

Декабрь

 13. Проведение декады правовых знаний апрель

Беседы, опросники

Март

 14. Беседы с родителями в классах по темам:

  • “Профессиональные намерения учащихся и реальная потребность республики в кадрах”,
  • “Здоровье детей и выбор профессии” и др.
  • “Социальная адаптация в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья”
  • “Профилактика правонарушений среди детей и подростков С/К/ОУ”
  • ” Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и подростков”
  • “Ваш ребенок и закон”

 

В течение
года

 15.Выпуск стенгазет, плакатов, информационных листков по профилактике правонарушений

 Просветительская
работа

В течение
года

 16. Организация лекций и бесед для учащихся.
Примерная тематика:
1. “Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие системы органов”
2. “Особенности влияния алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм подростка и экологические последствия”
3. “Физический труд и спорт – важные факторы укрепления здоровья”
4. “Кратчайшая дорога в Ад”
5. “Спиртные напитки – причина многих несчастий человека”
6. “ПАВ и жизненные перспективы человека”
7. “Свободное время: свобода от дел или активный отдых”

 Беседы с учащимися,
наблюдение

В течение
года

 17. “Встреча с работниками здравоохранения: “Здоровый образ жизни – одно из условий профилактики возникновения вредных привычек”

Беседы

Апрель

 18. “Конкурс плакатов на темы:
“Человек будущего – без вредных привычек”;
“Как прекрасен этот мир”
“За здоровый образ жизни”
Конкурс сочинений “Что такое вредные привычки и как с ними бороться”

Просветительская
работа

Ноябрь
Апрель

 19. Утренники 1-3 классов “Эти правила, друзья, нам забыть никак нельзя”

Внеклассное мероприятие

Январь

 20. Психолого-педагогическая игра “НАЙДИ РЕШЕНИЕ”

Просветительская
работа

Апрель

 21. Воспитание толерантного отношения к окружающим

Тренинги

Ноябрь

 22. Конкурс сочинений (ЭССЕ) “Что такое вредные привычки и как с ними бороться”

Письменные работы

Декабрь,
Май

 23. Общешкольный праздник “Если хочешь быть здоров.” Конкурс зарядок.

 Внеклассное мероприятие

Март

 24. “Зарничка”. Военизированная игра на местности

 Внеклассное мероприятие

 

Февраль

 25. Психолого-педагогическая игра “Знаешь ли ты закон”

Тренинг м/о отношений

Февраль

 26. Литературные чтения:

  • “Жизнь дана на громкие дела”
  • “Стремитесь делать добро”.

Беседы

Ноябрь,
Апрель

 27. Знакомство учащихся с книжными новинками “Здоровье – основа жизни”

Выставка

Январь

 28. Организация спортивных соревнований на первенство школы:

  • По пионерболу
  • По волейболу
  • По футболу
  • По настольному теннису

Внеклассные
мероприятия

В течение
года

 29. Организация спортивных эстафет и Весёлых стартов

Внеклассные
мероприятия

 

 30. Организация лекций и бесед для старшеклассников. Примерная тематика: 1) “Защити себя и свои друзей от ПАВ” 2) “Наркомания – путь в бездну” 3) “Твоё здоровье и З. О. Ж.”

Внеклассные
мероприятия

В течение
года

 31. Встреча с работниками здравоохранения: “Здоровый образ жизни – одно из условий профилактики возникновения вредных привычек” Админист- рация,

Беседы, встречи

В течение
года

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечание

1

 Проведение углубленного медицинского осмотра с привлечением врачей-специалистов

Октябрь
Май

Медсестра,
врачи

Выполнено. Подпись.

2

 Оздоровление по результатам проведённого медосмотра (направление к специалистам, наблюдение)

В теч. года

Медсестра,
врачи

Выполнено. Подпись.

3

 Исследование познавательных процессов

Ноябрь

Психолог

Выполнено. Подпись.

4

 Психологическая адаптация к школе. Групповая, индивидуальная работа.

Октябрь
Ноябрь

Психолог
Кл. рук.

Выполнено. Подпись.

5

 Исследование прохождения адаптации.

Декабрь

Психолог

Выполнено. Подпись.

6

 Коррекция речи: обогащение словарного запаса
Индивидуальная работа.

В теч.года

Психолог

Выполнено. Подпись.

7

 Индивидуальные консультации для родителей “Готовность к школьному обучению”

В теч.1 четверти

Психолог

Выполнено. Подпись.

8

 Коррекция ЭВН. Групповые занятия.

В теч.2 полугодия

 

Психолог

Выполнено. Подпись.

9

 Формирование мотивации к учению через специально-организованную игровую деятельность на уроках, в ГПД.

В теч.года

Кл. рук.
Воспитатель

Выполнено. Подпись.

10

 Занятия ЛФК

В теч.года

Педагог по ЛФК

Выполнено. Подпись.

10

 Посещение детского дома и взаимодействие с воспитателями (беседы)

1 раз в четверть

Кл. рук.,
Воспитатель

Выполнено. Подпись.

11

 Организация внеклассной деятельности, привлечение к занятиям по интересам

В теч. года

Кл. руководитель

Выполнено. Подпись.

iemcko.ru

Самые популярные

Последние записи