Home Документы Памятники детям погибшим в вов

Памятники детям погибшим в вов

0
1

Описание

Памятник представляет собой барельефную композицию из двух фигур: юноши 1415 лет и девочки 56 лет (брат и сестра). В правой руке у юноши железнодорожный свечной фонарь (он как бы даёт зелёный свет идущему на фронт составу), второй рукой он придерживает сестру за плечо. Девочка левой рукой обнимает брата, а в правой держит плюшевого медведя. Барельеф изготовлен из полимерно-композитных материалов, имитирующих бронзу, и закреплён на вертикально стоящей стеле из коричневого полированного гранита. На стеле в правом верхнем углу выгравирована надпись в две строки ДЕТЯМ ВОЙНЫ, внизу изображение железнодорожного полотна, уходящего в даль. Задняя стена гранитной плиты искусственно обожжена и необработана. Стела установлена на четырёхугольном постаменте, сверху облицованном полированным гранитом. На постаменте закреплены цифры из полимерно-композитных материалов 19411945[1].

Памятник сооружён по проекту энгельсского скульптора АлександраАлександровичаСадовского. Фигуры детей воссозданы на основании сохранившихся фотографий военных лет. Прототипом юноши стал Владимир Ильич Соколов, который в годы Великой Отечественной войны, в возрасте 15 лет, работал стрелочником[2] на разъезде Дубасовский; прототипом девочки руководитель музея боевой славы Хранитель памяти Александра Степановна Овчинникова[1].

12 самых трогательных памятников тем, кто участвовал во Второй Мировой войне

Они хранят память о маленьких людях войны. И даже о маленьких Божьих созданиях – верблюдах, осликах и голубях, которые помогали воевать. Это памятники мужеству и разрушенному миру. И надежде, конечно

Памятник Матери и сыновьям Володичкиным, скульптор Ю. Храмов, 1995 год, Самара. Фото с сайта photoimprove.ucoz.ru

У Прасковьи Еремеевны Володичкиной ушли на фронт одним призывом девять сыновей. Шестеро погибли на войне, трое скончались от ран, едва вернувшись домой. А следом ушла и сама Прасковья Еремеевна – не выдержала горя, доставшегося ей. А с младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но их часть сразу повезли на фронт. Он, когда проезжал Волгу, выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».

Не о похожей ли невозможной истории снят фильм «Спасти рядового Райана»? Такие жестокие совпадения, в которые люди стараются не верить («В одну воронку второй раз бомба не падает!») обнажают жестокость времени и судьбы. Это то, что – слишком. Но в России подобных семей было несколько, просто мы не обо всех знаем. Здесь же, в Алексеевке, пригороде Самары, определенным образом сложились обстоятельства. В 1980-е годы школьная учительница Нина Косарева, работающая в той же школе, в которой когда-то учились братья Володичкины, создала в одной из комнат их бывшего дома самодеятельный мемориальный музей. А инициатива строительства памятника принадлежит рабочей группе областной Книги Памяти.

И вот на улице, бывшей Красноармейской, а сейчас Братьев Володичкиных появился памятник – Прасковье Еремеевне, Александру, Андрею, Пётру, Ивану, Василию, Михаилу, Константину, Фёдору и Николаю.

Памятник плачущему коню

Памятник погибшим воинам-куртатинцам, скульптор Д. Цораев, 1971 год, Куртатинское ущелье, республика Северная Осетия — Алания. Фото с сайта nezabudem.net

Его называют «памятник плачущему коню». Осиротевший измученный бронзовый конь склонил голову — оплакивая своего наездника, хозяина, друга. В наши дни мы, к счастью, редко видим плачущих коней. В Великую Отечественную их было много. К сожалению, кавалеристы были практически обречены на верную гибель. В гражданскую войну, которая закончилась (относительно начала Великой Отечественной) сравнительно недавно – всего каких-то двадцать лет назад, именно кавалерия составляла основу армии. Но между 20-ми и 40-ми годами прошлого века прогресс, в том числе и военный, развивался стремительными темпами – значительно быстрее, чем армейское администрирование. И в результате на фронт ушло множество всадников, которые были беспомощны перед вражескими танками и самолетами. Осетины же всегда были прекрасными наездниками. Не удивительно, что именно среди них оказалось множество погибших солдат-кавалеристов.

Памятник фронтовому почтальону, скульптор А. Игнатов, 2019 год, Воронеж. Фото: s16-n425.livejournal.com

Треугольники фронтовых писем. Один из символов Великой Отечественной. Их читали всей семьей, а в деревнях — и подчас и всей улицей, их хранили в шкатулках, реки слез были над ними пролиты – слез веры, надежды, любви. Символ скорее тыловой, чем фронтовой. Тем не менее, ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии, увековеченный на этом памятнике, погиб в 1944 году как раз на фронте. Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январем 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем — и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью — как многие его коллеги-армейские почтальоны; он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем – в вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета. Так говорили на церемонии открытия сотрудники, ветераны, руководители отделений Почты России — все, кто участвовал в обдумывании и обсуждении памятника. Памятник создан при участии Почты России.

Памятник «Мы победили! От Баскунчака до Берлина», скульпторы В. Жуков, В. Маринин и П. Солодков, 2010 год, Ахтубинск, Астраханская область. Фото с сайта ahtubinskmemorial.wordpress.com

Тяготы военного времени – это когда в качестве тягловой силы используют степных астраханских верблюдов. А ведь было и такое. В частности, верблюды Мишка и Машка участвовали в легендарной Сталинградской битве и дошли от Нижнего Поволжья до Берлина. Теперь они отлиты в бронзе, в привычном для них окружении – рядом с боевым орудием и солдатом с автоматом на коленях, который присел отдохнуть. И один из верблюдов, не долго думая, последовал его примеру. Устал.

Бронзовая страница журнала мод

Памятник «Женщины во Второй Мировой войне», скульптор Д. Миллс, 2005 год, Лондон. Фото с сайта wikimedia.org

Широкая бронзовая стелла, а на ней – как будто бы на обычной одежной вешалке, на крючках, висит женская одежда. Всего 17 комплектов, словно на бронзовой странице из журнала мод. Одно лишь есть отличие, и оно весьма существенное – это не модные туалеты, а форменная одежда женщин, участниц Второй мировой войны. Это рабочая спецовка, шоферский комбинезон, защитная одежда сварщика, медицинская форма… Каски, френчи, галифе. Этот памятник называется очень просто – Женщины во Второй Мировой.

Война изменила жизни семи миллионов британских домохозяек. Они заменили мужчин – и стали пожарными, бойцами противовоздушной обороны, работницами «женской земельной армии» и оборонных заводов, шоферами и механиками. А в надписи на памятнике использовался шрифт с продуктовых карточек военной эпохи.

Создать этот памятник в 1997 году предложил майор в отставке Дэвид Макнелли Робертсон. Идею поддержала спикер Палаты общин баронесса Бетти Бутройд, которая стала покровительницей проекта и собирала для него деньги на телешоу «Кто хочет стать миллионером?». Около 1 миллиона фунтов дала королева Елизавета II, которая сама во время войны работала водителем. Остальные средства обеспечили различные благотворительные фонды.

Набережная бронзовых ботинок

Памятник жертвам Холокоста, скульптор Д. Пауэр, 2005 год, Будапешт. Фото с сайта wikimedia.org

Цветы ставят не только в хрустальные вазы, но и в бронзовые ботинки, намертво привинченные к набережной Дуная. Всего 60 пар – мужских, детских и женских, новых, элегантных, растоптанных, старомодных. В 1944 — 1945 годы здесь тоже стояло множество пар обуви, только не бронзовых, а настоящих – и разношенных, и сшитых по последней моде сороковых. Сделанных для того, чтобы долго служить своим владельцам, чтобы делать их красивыми и элегантными, чтобы им было удобно ходить. Но судьба у этой обуви – и у всего мира – сложилась по-другому. Перед расстрелом согнанных к берегу Дуная людей заставляли разуться – что б обувь не пропала. Она не пропала – пропали люди.

Все ослики попадают в рай

Памятник «Животные на войне», скульптор Д. Бэкхаус, 2004 год, Лондон. Фото с сайта wikimedia.org

Воевали – и погибали– не только люди. Этот памятник посвящен животным, участникам Второй Мировой. Не удивительно, что он появился в Англии – стране, где существует медаль Марии Дикин, высшая воинская награда для животных. Он изображает почтовых голубей, собаку, верблюдов, лошадей, мула, слона, волка, корову и кота. А медаль – впервые ее вручили в 1942 году – была вручена 60 животным: как раз собакам, и голубям, осликам, и слону, и одному коту.

Кота, удостоенного высшей награды, звали Саймон (около 1947 — 28 ноября 1948). Он был корабельным котом с военного шлюпа «Аметист» Королевского флота Великобритании. Был награжден «за поднятие морального духа» моряков во время инцидента на реке Янзцы и за сохранение корабельных припасов от крыс. Во время боевого столкновения кот был ранен.

Надпись «У них не было выбора» лаконична и более чем красноречива. Памятник возведен на частные пожертвования.

Тёркин – кто же он такой?

Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину, скульптор А. Сергеев, 1995 год, Смоленск. Фото: eponim2008.livejournal.com

Самый известный вымышленный фронтовик – Василий Теркин, придуман и воспет Александром Твардовским. Оба они – и автор, и его герой – сидят на биваке в центре Смоленска – родины Твардовского – и о чем-то весело балагурят. Таким образом Василий Теркин как бы воплотился, из придуманного сделался реальным – символом меткого слова, утешения, стойкости, смирения и бодрости духа – всего, что так надо на войне.

Памятник Вите Черевичкину, скульптор Н. Аведиков, 1961 год, Ростов-на-Дону. Фото с сайта wikimapia.org

Жил в Ростове Витя Черевичкин,

В школе он отлично успевал.

И в свободный час всегда обычно

Голубей любимых выпускал.

Эту песню пела вся послевоенная страна. Во время оккупации Ростова-на-Дону немцы строжайше запретили мирным жителям разводить голубей, приравняв их к радиопередатчикам – они опасались использования голубиной почты. Подвиг подростка Вити Черевичкина заключался в том, что он, будучи заядлым голубятником, рисовал схемы расположения немецких частей в городе, и с голубями их переправлял брату в Батайск. За это его расстреляли. По другой же версии он просто защищал от оккупантов собственную голубятню. И это отнюдь не умаляет его заслуги – нужно обладать огромным мужеством, чтобы защищать от врага свою голубятню.

Памятник фронтовой собаке, скульптор А. Коробцов, 2019 год, Москва, Поклонная гора. Фото с сайта m24.ru

И все же самый верный друг человека – собака. Везде – и в тепле, и беде, и в горести, и в радости. В том числе и на фронте. Тут добавить нечего.

Памятник детям блокадного Ленинграда, скульптор С. Голованцев, 2019 год, Омск. Фото с сайта autotravel.ru

Трое детей тепло и очень неуютно одетые. Девочка держит старую, некрасивую, любимую куклу. Мальчик держит большой чайник. Он старший в этой группе, ему нужно заботиться об остальных. Это – дети блокадного Ленинграда. А сам памятник стоит в Омске. Почему? Об этом сообщает подпись на постаменте: «Из блокадного Ленинграда в Омскую область было эвакуировано более 17 тысяч детей». Вот таких их и привозили – измученных, выдернутых из своей семьи (если семья еще была цела, жива), спасенных. Вывозили по легендарной Дороге жизни и с риском для этой самой, только-только еще начавшейся жизни.

Памятник детским жертвам войны, скульптор М. Ухитилова, 1995 — 2000 годы, Лидице. Фото с сайта lidice-memorial.cz

И снова – дети, дети, дети. Всего – восемьдесят два ребенка; их фигуры отлиты из бронзы в натуральную величину. Именно столько детей – 40 мальчиков и 42 девочки были убиты фашистами в 1942 году в чешском шахтерском поселке Лидице. Сам же поселок был полностью уничтожен. Это очень лаконичный, очень простой, сильный памятник.

Исторические сведения о Старом Осколе

После изучения истории города прогулки по нем становятся интереснее. Глядя на достопримечательность, невольно представляешь события давних дней.

В 1593 году царь Федор Иоаннович создал указ о закладке военных поселений. Цель их создания — защита южных границ от набегов татар. Этот год считают созданием Старого Оскола, поскольку тогда возвели на холме древнюю крепость, окруженную реками Оскол и Осколец.

Однако корни истории края заложены намного раньше. В средневековье эти земли принадлежали Хазарскому каганату. Рядом с ними были поселения древних славянских племен, издавна занимающихся добычей железной руды и выплавкой металла. Эти места оставались вдали от городов древней Руси, были малонаселенными. По соседству с ними находилась территория, именуемая Диким полем.

Историками установлено, что в 1300 году там размещалось селение Углы (сейчас оно включено в черту города). А в те времена оно подчинялось Великому княжеству Литовскому и граничило с Золотой Ордой.

1571 год — начало возведения защитных укреплений от нашествия татар. Это время закладки Усть-Ублинского острожка (на месте современного села Бор-Анпиловка) по приказу Ивана IV Грозного. И только через 22 года построили военное поселение Оскол. Крепость состояла из двух поясов укреплений:

  1. Первый пояс (внешний) назывался «большим острогом». Внутри него располагались постройки крепостных.
  2. Во внутренней части («малом остроге») разместились: церковь, двор воеводы, амбар для хранения хлеба.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  П 1 ч 1 ст 12 фз о полиции

Укрепления являлись главной точкой защиты на южной границе государства. Они подвергались усиленным нашествиям татар. В 1616 году крепость сжег польско-литовский отряд. В течение года укрепление отстроили вновь. Рядом появились слободы.

Середина XVII столетия — период строительства Белгородской защитной черты. Она включила в себя несколько городов-крепостей со всевозможными инженерными конструкциями. Использовались и естественные преграды, такие как: леса, реки, болота. С этого времени начинается заселение этой местности со стремительным развитием животноводства, земледелия, торговли. В 1655 году ее переименовали в Старый Оскол, поскольку город Царев Алексеев назвали Новым Осколом. В то время там проживало близко 1500 человек. Среди населения преобладали казаки, пушкари, стрельцы, торговцы.

Постепенно границы России расширялись. Старый Оскол становится районом в глубинке, а не пограничной крепостью. Развитие экономики начинается со строительства железной дороги Елец-Валуйки в начале XIX столетия. Добыча и переработка железных руд занимает центральное место в хозяйственной деятельности. А с появлением Оскольского металлургического комбината наблюдается еще один скачок в экономике.

Сейчас Старый Оскол относится к городам с развитием самыми быстрыми темпами. Численность населения постоянно растет. За последние 10 лет она выросла на 15 тысяч человек.

Интересные факты о городе:

  • Жители города участвовали в строительных работах по созданию первого русского флота вблизи Воронежа и путешествиях Петра I по Азовскому морю.
  • На металлургическом комбинате работает почти 20 тысяч человек.
  • В городскую зону включены районы со старинными названиями — слободы: Гумны, Ездоцкая, Казацкая, Стрелецкая и села: Углы, Федосеева, Незнамово и другие.
  • Известные личности: Василий Ерошенко — писатель, Михаил Алисов — создатель пишущей машины, Петр Фомин — художник, Михаил Эрденко — скрипач.
  • Присвоено звание Города воинской славы.

Центральный район Старого Оскола — место размещения важных исторических достопримечательностей.

К Юго-Западной части проявляют интерес любители старейших храмов. Там расположены церковь Воздвижения Креста Господня и кафедральный собор Александра Невского.

Северо-Восточную часть иначе именуют новым городом. Ее особенность — архитектура, созданная в современном стиле. Он привлекает любителей спорта. Туда едут желающие побывать:

  • во Дворце спорта имени Александра Невского или Ледовом дворце ;
  • на стадионе «ПромАгро»;
  • в теннисном центре.

Вблизи автовокзала находится городская ярмарка «Юбилейная».

Итак, знакомство с древними объектами начнем с церквей и храмов.

Галерея «Блик» отметила китайский Новый год анималистической выставкой

Парк Воинской славы

памятник войны
Парк Воинской славы

Спокойная и малолюдная территория, утопающая в зелени деревьев. В парке постоянно горит вечный огонь, установлен пограничный столб и мемориальные плиты, на которых написаны имена отважных защитников города.

  • адрес: ул. Пролетарская.