Home Документы Работа психолога с детьми группы риска – Рабочая программа по психологии на...

Работа психолога с детьми группы риска – Рабочая программа по психологии на тему: Программа работы психолога с детьми «группы риска» и их родителями

0
1

Московские родители выступили против школьных психологов

Московские родители выступили против «психологического сопровождения учащихся». Об этом «Известиям» рассказал зампред Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко. По его словам, родителям предлагают подписать заявления о согласии на приватные беседы детей со школьными психологами, при этом все сказанное ребенком может быть передано правоохранительным органам. Чтобы отказаться от услуг психологов, родители должны написать отдельное заявление директору. Детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович готов провести анализ документа на предмет соблюдения прав ребенка.

Заявление о «согласии родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося» размещено на сайтах многих московских школ. В нем сообщается, что «психологическое сопровождение» включает в себя психологическую диагностику, участие ребенка в развивающих и коррекционно-развивающих занятиях, консультирование родителей. В документе утверждается, что психолог не должен разглашать личную информацию, полученную во время индивидуальной работы с ребенком. Однако конфиденциальность может быть нарушена, если данные затребуют правоохранительные органы, ребенок сообщит о том, что с ним жестоко обращаются или что он собирается причинить серьезный вред себе и другим. Документ предполагает только одну позицию родителя — согласие. Отказаться от услуги можно, только написав отдельное заявление. В одном варианте документа заявление нужно передать психологу, в другом — написать его на имя директора школы.

Как рассказал Ткаченко, больше всего родителей возмущает то, что информация о ребенке может передаваться в правоохранительные органы без их согласия. Они опасаются, что данные будут передаваться не в исключительных случаях, а массово. Настораживает родителей и сложный процесс отказа от психологического сопровождения.

Жалобы на документ стали появляться и в социальных сетях.

— Вчера с ужасом обнаружила, что с моей дочерью в школе проводили воспитательную беседу «социальный работник» и школьный психолог. Девочку просили объяснить, почему она плохо учится, и, что самое страшное, заставили подписать «протокол беседы» (ребенку 13 лет…). И это через несколько дней после родительского собрания, на котором я не подписала согласие на общение школьного психолога с ребенком без моего присутствия, — написала жительница Москвы, не давшая согласия на публикацию ее имени.

Как рассказала «Известиям» психолог московской школы № 1225 Наталья Новожилова, в каждом классе обычно находятся два-три ученика, родители которых отказываются от психологического сопровождения. Новожилова утверждает, что, если родители не подписали ни документ о согласии, ни заявление об отказе, психолог не имеет права заниматься с ребенком.

— Абсолютное большинство родителей не высказывает недоумения или возмущения в связи с тем, что информация может быть передана правоохранительным органам, — подчеркнула школьный психолог.

По словам адвоката коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антона Лелявского, возможность в исключительных случаях передавать те или иные данные полиции не является новшеством, поскольку правоохранительные органы всегда имели право при расследовании преступлений запрашивать информацию и в школах, и в больницах.

— Вопрос в том, чтобы стражи порядка не злоупотребляли этим правом и не запрашивали данные по всем ученикам поголовно, — отметил адвокат.

Начальник юридического отдела независимого профсоюза сотрудников МВД Москвы Владимир Носков не исключил массовой передачи информации о школьниках правоохранительным органам.

— Как и остальным структурам МВД, инспекции по делам несовершеннолетних нужны хорошие статистические показатели, — пояснил Носков. — Ее сотрудники должны отчитываться, сколько детей поставлено на учет, сколько снято с учета, сколько проведено профилактических бесед с подростками, склонными к правонарушениям. А чтобы проводить такие беседы, нужно найти для них основание. И вот информация, полученная из школы, как раз может быть таким основанием. Принесет ли беседа пользу самому подростку — вопрос второстепенный. Неизвестно, как взрослые истолкуют его признания.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович назвал странными положения документа о сложном способе отказа от услуг психолога и о передаче данных в полицию.

Психолого- педагогическая работа с детьми группы риска

Психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Педагог- психолог: Наскина Е.А.                                                                                                              

             

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Психологические особенности детей «группы риска»………………5

  1. Сущностная характеристика понятия «дети группы риска»……..5
  2.  Психологические особенности детей группы риска……………..10

Глава 2. Особенности психолого-педагогическая работа с детьми группы  

               риска……………………………………………………………………24

            2.1  Технология комплексного психолого-педагогического сопрово-                              

                     ждения и поддержки детей «группы  риска»……………………24

              2.2 Особенности        психологического       консультирования

                       детей «группы  риска»…………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………………………41

Введение

             Психолого – педагогическая работа с детьми «группы риска»  является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников

              К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.

          Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и  изменением «Я»- концепции.

           Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком.

            В третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».

           Цель исследования:  изучить особенности  психолого- педагогической работы с    детьми «группы риска».  

          Задачи  исследования:

–     проанализировать  психологические особенности  детей «группы риска»;

–     рассмотреть сущностную характеристику понятия дети«группы риска» ;

–     проанализировать формы и методы работы с детьми        «группы риска» ;

–      изучить особенности психолого-педагогической поддержки детей «группы риска».

           Объект исследования:    психологические особенности детей «группы риска».    

          Предмет исследования:  формы и методы психолого-педагогической работы с детьми «группы риска».

           Теоретические  основы  исследования:   в  исследовании  мы опирались на  положения и выводы, относительно особенностей психолого-педагогической работы с детьми «группы риска» в трудах А. Е. Личко, В. С. Мухиной, Г.М. Андреевой, Л.Ф. Обуховой, И.Т.  Шульги, И.В.  Дубровиной, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьевой и др.

            Методы  исследования:  теоретический  анализ литературы; синтез полученной  информации.    

Глава 1. Психологические особенности детей «группы риска»

1.1 Сущностная характеристика понятия дети «группы риска»

Понятие дети «группы риска» сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам[12; с. 45].

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения то

nsportal.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ________В.П. Завойстый

«____» _______________201 г.

Программа составлена в соотвествии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности

031000 « Педагогика и психология» (заочная форма обучения)

Программу составил (и):

Волкова Т.В.,

ассистент кафедры

педагогической психологии

Программа одобрена

На заседании кафедры

Протокол №____от_________

Пояснительная записка

1. Цели и задачи дисциплины

Целью педагогической практики является формирование у студентов представлений о практиче­ской работе педагога-психолога в общеобразовательных учреж­дениях и умений планировать и анализировать психолого–педагогическую деятельность.

Задачи:

1) закрепление знаний, умений, навыков по общей, возрастной и педагогической психологии

2) формирование навыков психолого–педагогического анализа урока

( занятия)

3) освоение метода наблюдения в учебно–воспитательном процессе

4) формирование навыков планирования, выполнения и анализа деятельности педагога–психолога.