ДомойДокументыРазвод в исламе

Развод в исламе

Наши юристы подготовили самую важную информацию на тему: "Развод в исламе" и тема была обширно раскрыта с профессиональной точки зрения. Если вы хотите получить дополнительную информацию, можете обратиться к нашему юристу

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035. Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371

Развод по инициативе жены.

Вопрос требование развода женщиной у её мужа без уважительной причины необходимо отнести к наиболее актуальным. Мы изначально ограничим эту тему рассмотрением просьбы о разводе (под которым подразумевается как развод «хула», когда женщины выкупает развод, возвращая супругу часть махра, так и развод путём его троекратного объявления женщине с выжиданием срока идды) именно без уважительной на то причины. К весомым причинам как известно относится не соблюдение супругом обязанностей перед женой по её содержанию, его пренебрежение религиозными предписаниями, систематическое совершение им больших грехов и отказ от покаяния в них, вероотступничество, а также вражда и ненависть возникшая между супругами, которая вызывает опасения в том, что они, будучи в браке, не смогут исполнять предписанное им Всевышним Аллахом по отношению друг к другу, ибо сказал Всевышний Аллах: «Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (аль-Бакъара 2: 229).

В данном случае мы возьмём именно неуважительные, и порою смехотворные поводы, которые порой приводят некоторые из женщин, обращаясь к супругу с просьбой о разводе, ведомые желанием таким образом побудить сделать им дорогой подарок, просто привлечь к себе внимание мужа, «отомстить» супругу за какую-то реальную или мнимую провинность перед ними. Такими «провинностями» бывает или его отлучка из дома на срок дольше обычного, о которой он не предупредил супругу, неисполнение супругом какой-либо из её бытовых просьб, или подобное этому. Разнообразие этих поводов ограничено пожалуй только фантазией женщины.

Вопрос о испрашивании женщиной развода без причины может быть рассмотрен в двух аспектах.
Первый из них – морально-этический, то есть вопрос о положении женщины, которая обращается к супругу с просьбой развести её, не имея уважительного повода. О положении таких женщин красноречиво сказано в хадисах, пришедших от нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035. Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371.

В этих словах нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует содержится суровое предостережение женщинам от подобных легкомысленных просьб, ибо ими они разрушают сам институт мусульманского брака и без всякой нужды уничтожают ту пользу, которую он несёт, и решение о разводе посредством их высказываний становится чем-то легковесным, подобно разменной монете, в отношениях жены с мужем. Решение о разводе как известно лежит в компетенции мужчины, ибо он изначально создаёт семью, сватаясь к женщине, выплачивает ей свадебный дар (махр), в последующем содержит жену и детей, обеспечивая их благосостояние, и на нём лежит ответственность перед Всевышним Аллахом за исполнение его домочадцами религиозных обязанностей. Женщина же подобной просьбой входит в ту сферу, в которой надлежит главенство мужчине, и это несомненное проявление высокомерия и неблагодарности к нему, ибо передано со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.

Таким образом, в данной женщине объединятся два порочных качества – неблагодарность к супругу за всё доброе что он сделал для неё в целом, и второе прочное качество – сама по себе просьба о разводе. И от обоих этих качеств предостерёг женщин наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и привёл в качестве воздаяние за это деяние, если женщина совершит его, и искренне в последующем не раскается в нём, удаление её от милости Всевышнего Аллаха («Аллах не посмотрит на ту женщину…»), и удаление её от Рая («…для нее запретным станет запах Рая!») – а что может быть более прискорбным чем подобный урон, и печально, что некоторые из женщин в силу ограниченности ума меняют эти великие вечные блага жизни будущей на свои суетные предпочтения и мимолётные желания в дуния.

Более того, в пречистой сунне нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть ещё более суровое предостережение против подобного неблаговидного поведения женщин. Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины, добивающиеся развода и разлуки, являются лицемерками». ан-Насаи 3461, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/339. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1938.

В этом хадисе речь идет о виде развода с выкупом, именуемом «хула».

Имам аль-Мунауи сказал: “Такие женщины были описаны лицемерием для устрашения и предостережения от этого. Порицается женщине требовать «хула», кроме как по причине, как вражда, ее неприязнь к мужу по причине скверного его качества и характера религиозного или мирского, опасение не соблюдать его некоторые права, и т.п.”. См. “Файдуль-Къадир” 2/432.

Сразу же обратим внимание читателя, что женщина, которая по воздействием гнева на супруга, или в силу скудости ума потребовала у него развести её, не становится от этого лицемеркой в полном смысле этого слова, то есть лицемеркой в убеждениях (акыде), как лицемеры времён нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как глава лицемеров Абдуллах бин Убей бин Салул. То есть не станет женщина подобной тем лицемерам, о которых ниспослал Всевышний Аллах эти айаты: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз» (Сура «Тауба», 9:80) и «Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой» (Сура «Тауба», 9:84).
Но однако в такой женщине проявляется одна из черт лицемерия, как сказал об этом наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Имеющий в себе все эти четыре черты – лицемер. И если есть в нём одна из них, то есть в нём одна из черт лицемерия. Затем он (наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует)назвал их: если он рассказывает, то лжёт; когда он обещает, то не сдерживает обещания; если он заключает с кем-нибудь договор, то нарушает его; если же он препирается, то ведет себя непристойно» («Признаки лицемерия и качества лицемеров», шейх Абу Нуайм аль-Асбахани; хадис № 46).

Как видно из этого хадиса, одной из черт лицемеров является недостойное поведение в споре, а что может быть более непозволительным как использование просьбы о разводе как аргумента в соискании неких совершенно легковесных, мирских интересов. В этих словах нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предостережение к женщинам в обретении посредством необоснованных просьб о разводе одной из черт лицемерия, которая наносит огромный ущерб их вере, и приводит их к урону в Судный День.

Оговоримся сразу, что подобные просьбы женщины относятся к прегрешениям, которые, и причислены рядом учёных к большим грехам, ибо входят в понятие неподчинения жены мужу, но не влекут за собой наказания в дуния. То есть женщину нужно увещевать и наставлять, приводить ей доводы на недостойность подобного поведения. Иное дело, что если женщина продолжает проявлять упорство в строптивости, и игнорирует все доводы, то мужчина имеет полное право развестись с ней.

И второй аспект, которые имеют просьбы женщины о разводе, это аспект юридический, то есть применимый в сфере фикха. Разделение между супругами возможно одномоментно путём аннулирования брака по решению судьи Шариатского суда только при наличии условий, делающих брак недействительным, например таких как вероотступничество супруга, или ситуация когда мужчина принял Ислам, а его супруга-язычница воспротивилась этому, или когда супруги призвали взаимное проклятие друг на друга. В остальных же случаях инициатором развода (и обычного троекратного развода, и развода «хула» с возвращением части махра) является только мужчина, и от женщины подобные просьбы не принимаются. Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Любое правовое решение о разъединении супругов, вынесенное не на основании произнесенных слов супругом, и производимое не по его желанию не называется разводом” См. «аль-Умм» 5/128.

Относительно же развода «по взаимному согласию» супругов, то можно привести слова ибн аль-Кайима, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: “Ученые единодушны в том, что супруги не могут по взаимному согласию осуществить аннулирование брака, если при этом не будет выплаты материальной компенсации мужу” См. «Задуль-Ма’ад» 5/598. То есть в данном случае имеется ввиду развод «хула», и обязательным условием берётся взаимное согласие супругов, но никак не ситуация, когда женщина настаивает вопреки супругу на разводе «хула», и обращается с просьбой о нём к судье, дабы он обязал супруга согласится на развод.

Факихами также рассматривается ситуация, когда женщина обращается к судье с тем, что она утверждает, что муж развёл её троекратным разводом, а муж отрицает это. В этом основой является сохранение брака и отклонение развода, а женщине надлежит представит доказательством своих слов свидетельство двух справедливых мужчин, которые подтвердят что развод действительно был дан. Причём по мнению имама Ахмада ибн Ханбала в данном случае необходимо свидетельство именно двух мужчин, но не мужчины и двух женщин, подобно как в делах о серьёзных преступлениях и наказаниях за них. Если же у женщины нет свидетелей, ту мужчину приводят к принесению клятвы в том, что он не давал супруге развод. Если же мужчина приносит подобную клятву, то женщина считается уличённой во лжи, и её свидетельство не принимается более, а брак остаётся в силе покуда супруг не пожелает законным образом расторгнуть его. («аль-Мугни» ибн Кудама, 7503).

В завершение хотелось бы напомнить женщинам о необходимости избавления от черт строптивости, если они есть в них, и привести прекрасные слова Хафиза ибн Касира, да помилует его Аллах: “Нет более великой любви и симпатии между двумя душами, чем любовь и симпатия между супругами”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/275.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Можно ли дать развод, если супруга беременна?

Исходя из предписаний, супругам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует его. Более того, не стоит играть словом «развод», а потом каяться или использовать дозволение шариата в угоду своим амбициям.

Чтобы сберечь семейное счастье, в исламе установлены наказания для тех, кто использует опасное слово «талак», не подумав о последствиях.

Упомянутая здесь ситуация является формой аннулирования, поскольку муж отказался развестись с женой и имам центра уладил дело, решив тем самым задачу, которую никто не вправе решать, кроме правителя. В роли этого правителя могут выступать судья, султан или два арбитра, которые пытаются примирить супругов и могут развести их в случае, если примирение не будет достигнуто.

Мы с мужем поссорились и я пошла в один из исламских центров Новой Зеландии (где мы сейчас проживаем). Имам центра позвал моего мужа, но тот отказался прийти. Тогда центр выдал мне документ, в котором было сказано, что хуль (развод) состоялся. Действительно ли хуль состоялся или наш брак все еще правомочен? Что делать мусульманке, которая не выносит своего мужа?
Даже если считать развод по телефону действительным, то одновременное троекратное произнесение мы расцениваем как один талак. Муж должен сказать «я возвращаю тебя».

Это — Божьи границы [Его законы], которые Он разъясняет для людей знающих [особенно для тех, кто специализируется в области богословия, дабы могли они консультировать людей по интересующим их практическим семейным и бракоразводным вопросам].

Не считается да? Еще вопрос: После работы я пришел домой и начал искать по гугл слова «…» ,»Об …»,»… не в адрес жены» , тоже не в ее адрес, просто целью было найти информацию,найти ответ.Считается ли это? Уважаемый Админ вместо многоточий вы знаете что должно быть там, я даже лишний раз боюсь писать эти слова.Помогите пожалуйста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Какие документы нужны, чтобы выписаться из квартиры?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Оформление дарственной на дом

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира.

И хотя в Исламе не существует «кастовой системы», желательно выбирать себе партнера, происхождение и образовательный уровень которого практически не отличаются от вашего. Мы должны вступать в брак с открытыми глазами и с самого начала убедиться в том, что нам известно, кто же такой наш будущий супруг?

Как происходит развод по мусульманским традициям?

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

У мусульман

По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

Существуют и исключения:

  1. При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
  2. Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  3. При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).

Правила проведения никах, бракосочетание у мусульман

Нет, никах это и есть заключение договора перед свидеделями и главным свидетелем Всевышним проверкой соблюдения обязательных условий (правил), а не так чтобы мулла прочитал молитву и все дела. Никах между мусульманином и христианкой или иудейкой разрешается, но мужчина обязан в процессе совместного проживания призывать жену к Исламу.

Между мусульманином и женщиной атеистом (неверующим в Бога) никях не разрешается.

Никах между мусульманкой и христианином или приверженцем другой религии а также атеистом запрещается.

Мусульманка имеет право выйти замуж лишь за человека своей веры (только за мусульманина). Исключением является только то, если жених добровольно принимает ислам.

Среди людей есть такое мнение что между двумя праздниками (идами) нельзя заключать никах. Это ошибочное мнение.

Самые популярные

Последние записи