Содержание статьи
Существует ли проблема на самом деле
Первое время родители могут слышать от ребенка, который ходит в ДОУ подобные фразы: «Я не пойду», «Там плохо», «Я не хочу», «Воспитатель меня обижает» и пр.
Поговорите со своим ребенком, поинтересуйтесь, что именно не нравится: режим, новый детский коллектив, поведение воспитателей, в чем выражается.
Нормальное поведение, если ребенок: ходит в сад с удовольствием, не капризничает, не испытывает подавленности, не жалуется на дискомфорт, встречает вас с улыбкой.
Ненормальное поведение, если ребенок: проявляет один из выше перечисленных пунктов, если жалуется на крик воспитателей, телесные или психологические наказания.
к оглавлению ↑
Как понять, что ребенка обижают?
Если малыш столкнулся с проблемами в общении со сверстниками в детском садике, родителям необходимо отследить эту ситуацию как можно раньше. Помните, проблемы могут возникнуть во дворе или на игровой площадке.
Есть несколько факторов, на которые следует обратить внимание:
- Ребенок идет в детский сад слишком неохотно. Отказывается вставать по утрам, постоянно плачет. Радуется любому шансу остаться дома, даже если это происходит из-за болезни.
- Регулярно возвращается из сада в испорченном настроении.
- Плачет по непонятным причинам.
- Ничего не рассказывает о других детях из детского садика. Не заводит друзей и приятелей.
- Отмалчивается, когда его спрашивают, как прошел день в саду.
- Регулярно возникают болезненные состояния. Ощущает слабость и недомогание.
- Не общается с ровесниками, даже если они живут поблизости.
- Много времени проводит в одиночестве, не хочет никого приглашать на день рождения, сам идти к кому-то в гости.
Все это косвенные признаки. Заметив один или несколько таких факторов, родителям стоит обеспокоиться, внимательно изучить, как обстоят дела у их малыша.
Есть и очевидные факты того, что ребенка обижают. Когда они появляются, требуется немедленно реагировать:
- На теле ребенка замечены ссадины, царапины или синяки. О причинах их появления рассказывает неохотно и невнятно.
- Регулярно пропадают игрушки и вещи.
- Ребенок до этого был аккуратным, а теперь его одежда стала постоянно пачкаться и рваться, игрушки – ломаться.
- О притеснениях может говорить и тот факт, что малыш внезапно стал слишком «щедрым». Пропажу своих игрушек объясняет тем, что кому-то подарил.
- Также стоит обеспокоиться, если внимательный ребенок внезапно начал все «терять». Это также может быть связано с притеснениями со стороны других детей.
Все это признаки запугивания и даже шантажа. Игнорировать такое положение вещей преступно. Важно научить ребенка защищать себя, пока ситуация не стала критической.
Предлагаемые меры
Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.
Выяснение причин
- Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.
- Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.
- Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
- Попросить ребёнка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.
- Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.
Устранение причин
- Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
- Перестаньте потакать ему и баловать его.
- Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и дневному сну.
- Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.
- Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, — в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
- Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.
- Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.
Устранение патологий
- Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
- При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.
- Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации. Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.
И ещё несколько советов
- Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
- Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.
- Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.
Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.
Родительские просчёты
Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?
Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.
К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?
Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.
Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.
В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.