Home Законодательство СК РФ, Статья 69. Лишение родительских прав

СК РФ, Статья 69. Лишение родительских прав

0
1

Административная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по их содержанию и воспитанию образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом данного административного правонарушения являются законные права и интересы несовершеннолетних. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, состоит в том, что виновный не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по:

1) содержанию детей, т.е. не предоставляет им место проживания, необходимые для нормального развития продукты питания, не обеспечивает одеждой, обувью и т.п.;

2) воспитанию детей, т.е. не прививает им элементарных навыков, не учит их добру, правилам вежливости, этикета, не прививает им любовь к труду, Родине, уважения к старшим и т.п.;

3) обучению детей, т.е. не приобретает для них учебники, тетради, иные учебные принадлежности, не дает им возможности учиться, не создает условий для посещения школы и т.п.;

4) защите интересов детей (в т.ч. имущественных, личных). Например, опекуны не желают представлять интересы ребенка в суде.

Субъектами этого правонарушения являются:

1) родители несовершеннолетнего (т.е. родная мать или отец либо усыновители ребенка);

2) иные законные представители ребенка (например, опекун, попечитель);

3) в ряде случаев — юридические лица (например, лечебные учреждения, на попечении которых находится ребенок).

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Частью 2 ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Анализ мер ответственности, предусмотренных в ст. 5.35 КоАП РФ, показывает, что:

1) за данное правонарушение назначается предупреждение либо наложение административного штрафа в размере от ста до пяти тысяч рублей (в том числе при повторном совершении правонарушения);

2) эти наказания назначаются комиссией по делам несовершеннолетних и по защите их прав при администрации городов и районов.

Административное наказание не освобождает родителей (иных законных представителей) от исполнения обязанности по воспитанию, содержанию, образованию ребенка.

Прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Н.И. Глотова

1. Негативные правовые последствия отказа от иммунопрофилактики: законодательные подходы и судебная практика

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ любой гражданин вправе отказаться от проведения вакцинации, но в некоторых случаях* отсутствие профилактических прививок влечет за собой ряд ограничений (ч.2 ст. 5 № 157-ФЗ):

  • запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

При этом предусмотренные п.2 ст.5 правовые последствия согласно позиции Конституционного суда РФ (Определение от 21 ноября 2013 г. № 1867-О) не являются нарушением конституционных прав граждан, поскольку установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения и обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Многие противники вакцинации считают описанные законодательные запреты чрезмерными, однако надо понимать, что, отказываясь от вакцинации как от «вселенского зла», нужно также быть готовым к лишениям тех благ цивилизации, которые, при их использовании в отсутствие иммунопрофилактики, несут риск в равной степени как для общества в целом, так и для непрививающихся его членов. Необходимо осознавать, что благополучие по инфекционным показателям в одной стране совершенно не означает такого же благополучия во всем мире, что большинство новых случаев инфекционного заражения регистрируется в качестве завезённых из каких-либо стран, куда путешествуют граждане, и каждое государство на этом фоне в законодательном порядке вынуждено принимать непопулярные меры для того, чтобы обезопасить граждан и обеспечить инфекционный контроль. Таким образом, подписывая отказ от прививок для себя или ребёнка, необходимо осознавать, что в таком случае будет запрещён выезд во многие страны, также ребенка периодически могут не принимать в детский сад или школу во время возникновения в регионе массовых инфекционных заболеваний, а соискателям или сотрудникам могут отказать в приеме на работу или отстранить от работ.

Запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок:

Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ как одно из основных прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция РФ также устанавливает, что эти права и свободы могут быть ограничены при соблюдении одновременно двух условий. Первое: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Второе: ограничение прав и свобод федеральным законом возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, запретом на выезд без профилактических прививок в эндемичные по инфекционным заболеваниям страны защищаются интересы не только самого гражданина, но и здоровье, права и законные интересы других лиц, а также население зарубежного государства.

Запрет на выезд без вакцинации распространяется на болезни, ассоциируемые с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение (Международные поездки и охрана здоровья – 1 июля 2019 г.). Перечень для каждой страны может меняться в зависимости от обстановки внутри нее, при этом определенная часть прививок носит рекомендательных характер, сертификаты о наличии других необходимы при получении визы. Так, например, для поездки в государства африканского региона нужны прививки от гепатита А, тифа и желтой лихорадки. Наличие прививки от желтой лихорадки для лиц старше года – является обязательным условием для въезда в Французскую Гвиану, Гану, от менингококкового менингита – в Саудовскую Аравию, Ливию. В поездке на длительный срок в Пакистан необходимо быть вакцинированным оральной полиовакциной.

Страны, требующие представить доказательство вакцинации против желтой лихорадки для въезда в страну, делают это в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММСП-2005 г.). В настоящее время желтая лихорадка является единственным заболеванием, в отношении которого в соответствии с приложением 7 к ММСП-2005 г. у прибывающего лица в качестве условия въезда на территорию государства-участника может быть затребовано подтверждение вакцинации.

В отношении других заболеваний каждая страна может предъявлять свои требования, поскольку согласно п. 1 ст. 31 ММСП-2005 г. государства-участники не лишены права потребовать проведения медицинского обследования, вакцинации или других профилактических мер или справки о вакцинации, проведении других профилактических мер:

  • в случае необходимости определить наличие риска для здоровья населения;
  • в качестве условия въезда любых лиц, совершающих поездку и стремящихся получить временный или постоянный вид на жительство;
  • в качестве условия въезда любых лиц, совершающих поездку.

При этом согласно п. 2 ст. 31 ММСП-2005 г. если лицо, совершающее поездку не дает согласия на медицинское обследование, вакцинацию или другие профилактические меры, отказывается предоставить информацию или документы о вакцинации, соответствующее государство-участник может отказать во въезде этому лицу. При наличии данных о неминуемом риске для здоровья населения государство-участник в соответствии с национальным законодательством и в той степени, в которой это необходимо для установления контроля над таким риском, может вынудить лицо, совершающее поездку, подвергнуться или рекомендовать ему подвергнуться:

  • медицинскому обследованию, которое позволит достичь цели общественного здравоохранения;
  • вакцинации или другим профилактическим мерам;
  • дополнительным установленным медико-санитарным мерам, которые позволяют предотвратить или установить контроль над распространением болезни, включая изоляцию, карантин или помещение лица, совершающего поездку, под медицинское наблюдение.

При отсутствии таких рисков медицинское обследование, вакцинация, профилактика или какая-либо медикосанитарная мера осуществляется применительно к лицам, совершающим поездку, только при условии их четко выраженного предварительного информированного согласия (п. 3 ст. 23 ММСП-2005 г.).

Временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий:

Образовательные и оздоровительные учреждения, виды которых установлены ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. № 627 соответственно, могут отказать в приеме именно будущим обучающимся и только на время карантина. При этом должно быть обязательно утверждено официальное решение об эпидемии в регионе. Его издают местные органы власти по предписанию главных санитарных врачей и их заместителей (п. 2 ст. 31 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Эпидемия считается наступившей, если соотношение показателей заболеваемости на 100 тыс. человек превышает установленный эпидемический порог. Например, по нормам Всемирной организации здравоохранения эпидемия гриппа начинается с 400 случаев на 100 тыс. жителей, а эпидемия гриппа в Москве объявляется при заболевании 1317 человек.

При этом речь идет лишь о временном запрете. Такая норма введена во избежание случаев заражения обучающихся инфекционными заболеваниями при контакте с лицом, не имеющим необходимых прививок. При отпадении угрозы массовых заболеваний и эпидемий такие лица вправе на общих основаниях приниматься и находиться в образовательных и оздоровительных учреждениях.

Однако стоит отметить, что в некоторых случаях детей могут не принять или отстранить от посещения, даже когда отсутствуют предписания главных санитарных врачей об объявлении эпидемии в регионе и возникновении массовых инфекционных заболеваний. Поскольку допуск в образовательные организации не проверившихся детей нарушает право здоровых детей на охрану здоровья. Данное право обеспечивается п. 1 статьей 41 Конституции РФ и п. 8 и п. 10 статьей 41 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которых говорится, что соответственно охрана здоровья включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации и проведение профилактических мероприятий.

Так, например, согласно п. 9.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 107 г. Москва «Об утверждении СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита» в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, не привитых против полиомиелита, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ. В этот срок привитые дети являются носителями вируса полиомиелита, и непривитые дети рискуют заболеть данным заболеванием. Поэтому невакицинированных детей отстраняют от занятий при условии, что образовательные организации не могут организовать таким детям раздельное пребывание в стенах образовательного учреждения, чтобы непривитые дети смогли продолжить свое обучение, потому что они имеют на это законное право (п. 2 и 3 ст. 5 от 29.12.2012 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Аналогичная требования содержатся в пункте 5.7 постановления № 60 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза». В данном пункте указано, что детей, родители которых отказались от иммунодиагностики (любого иного метода, позволяющего исключить заболевание туберкулезом), не допускают в образовательные организации. Такие дети в случае невозможности зачисление ребенка в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива, будут вынуждены перейти на дистанционное обучение, т.к. очное, очно-заочное и заочное образования предполагает сдачу экзаменов, во время которых будет контакт непроверенного ребенка со здоровыми работниками, что будет нарушать право работника на охрану здоровья (согласно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Положения перечисленных выше санитарных правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, согласно статье 39 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а, следовательно, требования родителей о том, чтобы их необследованный ребенок учился совместно со своими одноклассниками, являются необоснованными и незаконными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Совкомбанк: как узнать статус и решение по заявке на кредит

Отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями:

На законодательном уровне установлен перечень работ и категории работников, которые подлежат обязательной профилактической вакцинации. Речь идет, прежде всего, о:

  • а) перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который установлен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825;
  • б) национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Данные нормативно-правовые акты дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ «попадают под прививки» только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п., для примера, СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила). К таким отнесены, например, работы:

  • а) по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения;
  • б) в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, а также по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям;
  • в) сельскохозяйственные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы и др.

Другие виды работ попадают под вакцинацию независимо от территории их осуществления. Например, работы:

  • а) по отлову и содержанию безнадзорных животных;
  • б) по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;
  • в) с больными инфекционными заболеваниями;
  • г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.

Календарь прививок, в отличие от перечня, конкретно указывает какой вид прививки должен быть у определенной категории работников. Национальный календарь профилактических прививок – общий, касается определенной категории работников независимо от территории проживания. Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок, которые делаются работникам, в зависимости от территории осуществления работ; или, если работа связана с повышенным риском заражения конкретным заболеванием.

Так, например, «общими» являются прививки против гриппа и кори. Вакцинации против гриппа, подлежат работники: образовательных и медицинских организаций; транспорта и коммунальной сферы. Вакцинации и ревакцинации от кори работники: образовательных и медицинских организаций; транспорта и коммунальной сферы; занятые в торговле, социальной сфере; работающие вахтовым методом; а также сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Вакцинация и ревакцинация против кори проводится только в случае, если работник не болел ранее корью, не прививался, прививался однократно, или у работника нет сведений о проведении иммунизации.

Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок в зависимости от территории проведения работ и категории работ (есть ли риск заражения конкретным заболеванием). Так, прививка от клещевого вирусного энцефалита, а также туляремии, делается лицам, которые работают на неблагополучной по энцефалиту или туляремии территории, и заняты на:

  • а) строительных и сельскохозяйственных работах;
  • б) работах по выемке и перемещению грунта;
  • в) лесозаготовительных работах и работах по благоустройству зон оздоровления и отдыха населения и др.

Против бешенства прививаются ветеринары, егеря, лесники, работники, выполняющие работы по содержанию животных. Против вирусного гепатита А – медицинские работники, работники сферы обслуживания населения, занятые на предприятиях пищевой промышленности, а также обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети.

При этом нужно понимать, что воспользовавшегося правом на отказ от прививок сотрудника, относящегося к данным категориям работников, работодатель вправе и даже обязан отстранить от работы, а соискателю отказать в приеме на работу (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение «из-за прививки» при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

Но учтите, что далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под «календарь прививок» может быть отстранен от работы. Так, например, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, так как хотя она и работает в поликлинике, но в ее должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а, значит, она «не попадает» в перечень, утвержденный правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

На наш взгляд, решение суда было «на грани», поскольку помимо перечня работ, где просто указаны виды деятельности, при осуществлении которых делаются профилактические прививки, руководствоваться необходимо и национальным календарем профилактических прививок, где медицинские работники указаны без разбивки на подвиды их деятельности.

В Определении от 21 ноября 2013 г. № 1867-О »Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили В. З. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Конституционный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию, согласно которой предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» правила обусловлены необходимостью сохранения здоровья работников у которых отсутствуют профилактические прививки в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Таким образом, перечисленные в п. 2 ст. 5 ФЗ-157 ограничения не рассматриваются в качестве случаев нарушения конституционных прав граждан на свободу передвижения и образование, лечение и отдых в контексте п. 2 ст. 55 Конституции РФ. Указанная норма определяет ограничение права и свободы человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Что означает понятие

Право на отдых предоставляется каждому проживающему на территории Российской Федерации человеку с одной оговоркой: «Кто не работает – тот не отдыхает». В юридически значимых документах возможность полноценного отдыха от рабочего процесса тесно переплетается с такими понятиями, как право на труд и свобода выбора профессии.

Нарушения в сфере предоставления возможности полноценно отдохнуть от трудовой занятости – недопустимы. При выявлении подобных действий ответственные лица могут подвергаться административному наказанию. По этой причине, законодательные нормы предоставления права на отдых должны быть подробно изучены не только наемными работниками, но и их руководством.

Возможность полноценно отвлечься от работы с предоставлением необходимого количества свободного времени, является несомненным достижением человеческой цивилизации, но даже в условиях рабовладельческого строя каждый помещик или владелец плантации сахарного тростника понимал, что если этого не делать, то раб может умереть от непосильных нагрузок.

В современных условиях нарушение баланса работы и отдыха может привести к восстаниям, направленных на свержение действующей власти, поэтому законодательные нормы написаны не только с целью заботы о правах населения.