ДомойБизнесЗадачи детского дома

Задачи детского дома

Наши юристы подготовили самую важную информацию на тему: "Задачи детского дома" и тема была обширно раскрыта с профессиональной точки зрения. Если вы хотите получить дополнительную информацию, можете обратиться к нашему юристу

к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ДЕТСКИЙ ДОМ № 59

_______________________________________________________________________

Программа утверждена Ученым Советом факультета психологии

Московского государственного областного университета

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И

ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Научные руководители:

доктор психологических наук,

доктор психологических наук, профессор

Составители:

, педагог-психолог ГОУ РґРµС‚СЃРєРёР№ РґРѕРј № 59

, педагог-психолог ГОУ детский дом № 59

, социальный педагог ГОУ детский дом №59

Москва

2010
Подготовка выпускников детского дома к самостоятельной жизни

Сегодня, несмотря на развитие семейных форм устройств детей находящихся в нашем деском доме, остается проблема передачи подростков 14-17 лет в замещающие семьи. Поэтому большое значение предается повышению социальной компетентности наших воспитанников, для того чтобы выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Эта программа рассчитана на решение этой непростой задачи.

За основу была взята программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мы сами», подготовленной фондом «Женщины и дети прежде всего»

Программа предназначена для подростков 14-16 лет. Реализуется программа в течение 2 лет, с частотой групповых занятий 1 раз в неделю.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через развитие следующих способностей и формирование следующих навыков:

– развитие способностей понимать себя и других

– развитие способностей прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них

-формирование навыков самостоятельного проживания (как устроиться на работу, как оплатить за квартиру, куда обратиться за помощью в конкретных случаях, как и где продолжить обучение и др.)

– формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и институтами (медицинскими учреждениями, образовательными учреждениями. ДЭЗ, ЕИРЦ и др.)

Программа включает в себя 55 тематических занятия, проводимых в группе 1 раз в неделю, а также 4 практических занятия.

Для поэтапного формирования необходимых способностей и навыков все занятия разделены на 5 тематических блока.

I. Мотивационных блок

Цели и задачи:

Формировать мотивацию на участие в занятиях; выработать правила поведения в группе; познакомить с программой работы; актуализировать опыт отношений с другими людьми и представления о свободе выбора, об ответственности за свой выбор.

II. Личностный блок

Цели и задачи:

Расширить представления о себе; дать представление о мире внутренних переживаний, о личностных ценностях и уникальности каждого человека; научить осознавать собственные ресурсы; способствовать адекватной самооценке; формировать представление о социальных ролях; ознакомить с основными документами гражданина РФ.

III. Коммуникативный блок

Цели и задачи:

Формировать навыки эффективного общения (вербального и невербального); дать представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; обучить навыкам уверенного поведения в общении; формировать представление о сети социальной поддержки и навыки дружеских отношений; рассмотреть значение конфликтов и формировать навыки бесконфликтного общения; рассмотреть понятие стресса и выработать навыки борьбы со стрессом; познакомить с понятием «толерантность»;

IV. Мир, в котором я живу

Данный блок состоит из десяти блоков по следующим направлениям:

1. Я взрослею

Цели и задачи:

Расширить представление о взрослении – баланс возможностей и ответственности (ГК РФ); расширить представления о гендерных ролях; формирование ответственного отношения к жизни; помочь понять и принять чувства, связанные с взрослением; выработка навыка противостояния манипуляциям.

2. Семья

Цели и задачи:

Помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье; помочь осознать значение семьи в жизни человека; дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем; дать представление о нормах и правилах жизни людей за станами детского дома; формировать представление о семье и браке, знакомство с Семейным Кодексом РФ; способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя и мере отвественности (Конвенция о правах ребенка); дать представления о конфликтных ситуациях в семье о путях их решений; формировать позитивный образ семьи в жизни человека.

3. Досуг

Цели и задачи:

Актуализировать опыт проведения СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ времени (способы проведения досуга, сознательное отношение к планированию свободного времени); формировать навык организации досуга (умение просить и оказывать поддержку); формирование умения планирования и проведения досуга.

4. Профориентация и трудовая деятельность

Цели и задачи:

Расширить представление о мире профессий; актуализировать знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии; дать представление о том, как выбирать профессию (понятие способности); помочь детям осознать собственные способности; познакомить с классификацией профессий; мотивировать на получение образования (дать представление о связи собственных потребностей с получением образования); формировать навык поиска работы; дать представления о «ловушка», встречающихся при поиске работы; дать представление о документах необходимых для поиска работы и трудоустройства (правовые аспекты, резюме и др.)

5. Финансовая система

Цели и задачи:

Дать представление о денежных средствах; дать понятие о том, что такое бюджет; формировать умение распоряжаться деньгами (доход/расход); познакомить с основными финансовыми документами и понятиями; познакомить с работой Сбербанка.

6. Потребительская среда

Цели и задачи:

Дать представление о товарах и услугах (понятия товар, услуга, кредит, рассрочка); дать общее представление о потребительской сфере (понятия гарантийный СЃСЂРѕРє, СЃСЂРѕРє годности); формировать умение совершать покупки.

7. Жилищно-бытовая система

Цели и задачи:

Дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятия договор, ордер, договор безвозмездного пользования); формировать ответственное отношение к своему жилью; дать представление о жилищных организациях; формировать навык взаимодействия с жилищными организациями (ЕИРЦ, ИС)

8. Система социального обеспечения

Цели и задачи:

Расширить представление о системе социального обеспечения; познакомить с видами государственной помощи и системой льгот; формировать навык обращения в организации системы социального обеспечения; познакомить с организацией «ЦСО», дать опыт взаимодействия с этой организацией

9. Здравоохранение

Цели и задачи:

Формировать ответственное отношение к своему здоровью; акцентировать внимание на жизненную важность заботы о здоровье; дать представление ор симптомах некоторых наиболее распространенных заболеваний; дать представление о медицинских учреждениях и их назначении; учиться ответственно относиться к лечению

10. Правоохранительная система

Цели и задачи:

Актуализировать знания об основных документах регулирующих права и обязанности граждан; формировать ответственное поведение; познакомить с организацией ОВД; научить обращаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов;

V. Мир, который построю я

Цели и задачи:

Способствовать обобщению личного опыта. Дать представление о том, что нужно учиться на событиях прошлого; Формировать видение своего будущего; формировать навыки осознанного планирования целей; развивать ответственность и самостоятельность

Итоговое занятие по программе

Цели и задачи:

Обобщить пройденный материал, сформировать у участников целостную картину взаимодействия с окружающим миром

Программа занятий.

«Мотивационный блок»

Занятие № 1. «Знакомство»

Цели и задачи: Формировать мотивацию на участке в занятиях. Выработать правила группы. Узнать ожидания участников от занятий. Познакомить с программой работы. Дать возможность участникам почувствовать себя безопасно и комфортно в группе.

Этап

Содержание

Вводная часть

Вводные слова ведущего

Упражнение «Знакомство»

Упражнение «Городок»

Основная часть

Заполнение опросника «Ожидания»

Беседа о необходимости соблюдать правила групповой работы. Выработка и принятие правил группы.

Разминка «Имя и качество»

Выработка и принятие ритуалов приветствия и окончания занятий.

Заключительная часть

Подведение итогов участниками

Подведение итогов ведущим

Ритуал завершения

«Мотивационный блок»

Занятие № 2. «Мое пространство»

Цели и задачи: Формировать мотивацию на участие в программе «Мы Сами». Дать возможность участникам почувствовать себя безопасно и комфортно в группе. Актуализировать опыт отношений с другими людьми и представления о свободе выбора, об ответственности за свой выбор, об отношениях с другими.

Этап

Содержание

Ритуал начала

Вводная часть

Упражнение «Мы – Сами, Я – Сам».

Упражнение-разминка

Основная часть

Задание «Свобода».

Заполнение тематического теста.

Упражнение «Социальный атом».

Упражнение-разминка

Заполнение теста «Дерево»

Заключительная часть

Подведение итогов участниками

Подведение итогов ведущим.

Ритуал завершения

«Личностный блок»

Занятие №1. «Представление о себе»

Цели и задачи: Расширять представления о себе, своих особенностях, формировать способность понимать себя и других.

Этап

Содержание

Ритуал начала

Вводная часть

Разминка

Игра «Выстраиваемся по…»

Основная часть

Теоретический материал

Упражнение «Примерь ногу Гулливера»

Задание «Моя внешность»

Упражнение «Ладошка» (начало)

Теоретический материал

Задание «Мое происхождение»

Упражнение «Имена»

Заключительная часть

Упражнение «Ладошка» (продолжение)

Подведение итогов участниками. Заполнение словаря.

Подведение итогов ведущим

Завершение

«Личностный блок»

Занятие №2. «Мой внутренний мир»

Цели и задачи: Дать представление о мире внутренних переживаний, ориентировать на исследование своего внутреннего мира.

Этап

Содержание

Ритуал начала

Вводная часть

Экспресс-диагностика чувств (Плакат или таблица чувств)

Основная часть

Упражнение «Выстраиваемся по…»

Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн

Упражнение «Мой характер» (карточки с личностными характеристиками)

Задание «Мой характер»

Упражнение «Облака»

Упражнение «4 характера»

Заключительная часть

Подведение итогов участниками. Заполнение словаря

Подведение итогов ведущим

Завершение

«Личностный блок»

Занятие №3. «Ценности личности»

Цели и задачи: Дать представление о личностных ценностях, об уникальности каждого человека.

Этап

Содержание

Ритуал начала

Вводная часть

Разминка

Игра-разминка «Найди и коснись»

Основная часть

Игра «Найди себя»

Задание «Цветик-семицветик»

Теоретический материал

Задание «Ценности»

Задание «Необитаемый остров»

Дискуссия «Человек как ценность»

Задание «Я особенный»

Заключительная часть

Сказка «Две принцессы»

Подведение итогов участниками. Заполнение словаря

Подведение итогов ведущим

Ритуал завершения

«Личностный блок»

Занятие №4. «Мои ресурсы»

Цели и задачи: Учить осознавать собственные ресурсы. Познакомить с разнообразием ресурсов личности, которые способствуют социальной адаптации. Исследовать собственные ресурсы.

Этап

Содержание

Ритуал начала

Вводная часть

Разминка

Обсуждение

Основная часть

Задание «Знакомимся с ресурсами»

Упражнение «Ситуации»

Разминка

Заключительная часть

Задание «Я в будущем»

Подведение итогов участниками. Заполнение словаря.

Подведение итогов ведущим

Ритуал завершения

«Личностный блок»

Занятие №5. «Я глазами других»

Цели и задачи: Способствовать формированию адекватной самооценки. Формировать представление о различных социальных ролях.

Этап

Содержание

Ритуал начала

Вводная часть

Упражнение «Портрет по памяти»

Основная часть

Упражнение «Социальные роли»

Упражнение «Угадай-ка роль!» (Картинки, фотографии, изображающие людей)

Задание «Кто Я?»

Ролевая игра

Задание «Я хороший»

Заключительная часть

Упражнение «Покажи пальцем»

Подведение итогов участниками. Заполнение словаря

Подведение итогов ведущим

Ритуал завершения

Личностный блок

Самые популярные

Последние записи